пятница, 30 сентября 2011 г.

о Гайто...

Неожиданно наткнулся во френдленте на строки следующего содержания у iereys:

"...В общем, на мой взгляд, Набоков, как писатель, внутренне достаточно беспринципен – и, по крайней мере, мне, как читателю, соприкасаться с его творчеством не доставляет особого удовольствия. Кстати говоря, гораздо более сильным и мощным писателем того же времени является Гайто Газданов, стилистически вполне сопоставимый с Набоковым, но, судя по всему, гораздо более внутренне нравственный и цельный. Правда, по сравнению с Набоковым, гораздо менее известный".

В свое время, когда еще учился в школе во Владикавказе, я как-то скептически относился к фразам, что Гайто всероссийский автор и искренне думал что его знает узкий круг осетинской интеллигенции не более (не кидайте в меня камнями, я долгое время оставался при этом мнении). Одним словом, приятно осознавать, что я и Гайто принадлежим к одному народу, гордость берет. Хотя смущает факт его активной деятельности в масонской ложе.

Раз пошла такая пьянка, то опубликую пару фактов из его жизни, так сказать для всеобщего просвещения (и моего в том числе, про масонов я честно не знал):




  • Вот что нам пишет Википедия про него — русский писатель-эмигрант, осетин по происхождению.
  • Масонская "карьера": Посвящён по рекомендации М. Осоргина и М. Тер-Погосяна 2 июня 1932 в Достопочтенной ложе «Северная Звезда» под эгидой Великого Востока Франции. Возведен во 2-ю степень 13 июля 1933. Числился в «отпуске» в 1939. Оратор с 18 октября 1946, с 12 ноября 1959 и в 1966. Судья ложи с 9 октября 1947 по 1948. Привратник с 9 октября 1952. Делегат ложи с 12 ноября 1959. Досточтимый мастер в 1961—1962. Первый Страж с 27 ноября 1962 по 1964. Член ложи до кончины.
  • Критика признала его и Владимира Набокова самыми талантливыми писателями молодого поколения.
  • В годы войны Газданов оставался в оккупированном Париже. В своей квартире, с помощью жены, укрывал евреев, помогал им. Так, он помог М. Слониму перебраться на неоккупированную часть Франции. С 1942 года принимал участие в движении Сопротивления, вступил в партизанскую бригаду, созданную советскими пленными. С 1953 года и до конца жизни Газданов работал журналистом и редактором на радио «Свобода», где, под псевдонимом Георгий Черкасов, вёл передачи, посвящённые русской литературе.





Комментариев нет: