понедельник, 15 августа 2011 г.

Война вплелась в историю семьи

События 1989-1992 г., происходившие в Южной Осетии, которые я помню лишь отрывками, лоскутками большого одела судеб близких мне людей, для меня некое табу, несознательно избегаю этой темы. Но периодически слушая рассказы старших, которые непосредственно участвовали в боестолкновениях, начинаешь вспоминать, а где ты был в тот или иной момент, в каком подвале ты прятался, пока твой отец и брат находились "наверху"?

Не поймите меня превратно, просто в инете случайно натолкнулся на текст, написанный Джиоевым Альбертом Сергеевичем, который перекликается напрямую с историей моей семьи: моего отца, брата, дяди, и прочих. Многие из "участников" уже погибли (рухсаг ут), кто перебрался в Питер, кто-то в Москву, одним словом жизнь раскидала. Решил поделиться...

До начала интервенции грузинских фашистов в Южную Осетию я работал в горкоме комсомола и был знаком с Пухаевым Алиханом Андреевичем. Когда грузинские фашисты хотели ворваться в г. Цхинвал я был среди ребят, которые взяли друг друга за руки и остановили колонну. Я видел там Пухаева Алихана, который спустился со стороны Згъудери на белой «Волге», проехал сквозь колонну и въехал в город. В тот же вечер он вызвал меня и сказал, что надо организовать отряды самообороны в селе Тамарашен. Я поехал, сказал ребятам, и мы разделились на две группы - верхнюю и нижнюю. Общий штаб находился в доме Алихана, там собирались все командиры. Алихан давал нам необходимые указания и оказывал необходимую помощь оружием и боеприпасами.


После вторжения грузинских фашистов - неформалов мы были вынуждены покинуть село и заняли оборону г. Цхинвала со стороны с.Тамарашен. Наиболее отличившимися ребятами были: Битиев Лева, Битиев Алик, Джиоев Руслан, Хугаев Руслан и другие. Совместно участвовали в военных операциях с Алиханом Пухаевым. Участвовали в рейдах на село Кехви со стороны сел Итраписи, Квернети. 


Решением штаба и благодаря Алихана Пухаева и Алика Цховребова моей группой и группой Кочиева был организован вывод жителей села Тамарашен - осетин, и, тем самым, были спасены их жизни. Совместно с Кочиевым Анатолием разрабатывали планы операций, согласовывали со штабом и потом выполняли. Во время боевых действий особо отличились Хугаев Руслан, Отар - пушкар, Кочиев Анатолий, Битиев Алик, Тедеев Нар, Тедеев Толик, Келехсаев Аркадий, Тедеев Инал и другие. 


Я в 1990 году был ранен в ногу. Источником информации для штаба Алихана Пухаева и Алика Цховребова (Джахъо) из внутренних районов Грузии сами жители этих районов, как осетины, так и грузины. Одними из них были Маргиев Таймураз Шавердович, Бураев Шота, Хубаев Сергей. Впоследствии Хубаев был избит грузинами и через полгода скончался, а так же бывший работник КГБ Хубаев Гиви, который давал неоценимую информацию и помощь для защиты осетинского населения. Впоследствии его зять Тадтаев Федор Захарович и его сын Василий были схвачены грузинскими неформалами. Два дня избивали и заставили писать о том, что Маргиев Таймураз Ш. собрал отряд в Абхазии и собирается напасть на Картли. После чего их расстреляли. Место похоронения неизвестно. 


Особо хочу отметить тех командиров, которые вместе с сыновьями, которым было по 14 лет, защищали независимость Осетии, Кочиев Ацамаз Анатольевич в составе Квернетской группы. Сыновья Гри Кочиева, которые были в его же группе, так же участвовали в осетино-ингушском конфликте. Один из них был ранен там. Пухаев Андрей Алиханович, который воевал в группе Квернет и Зар . Командиром группы был Чехоев Инал И.  


Хочу также заметить, после вытеснения грузинской милиции из города, Пухаев Алан Андреевич сорвал грузинский флаг с крыши обкома, когда он спустился вниз то народ уже топтал другие сорванные грузинские флаги, но Гермаген Тедеев, бывший афганец, и достойный воин, взял грузинский флаг у Алана Пухаева и положил себе в карман, не дав его растоптать и сказал: «В Афганистане со мной были грузины, и мы бок о бок выполняли интернациональный долг, многие из них погибли, в память о них этот флаг я заберу себе, так как частица их души присутствует на этом флаге». 
Via 

Комментариев нет: