четверг, 5 декабря 2013 г.

Знание не в баллах по ЕГЭ

Пару дней назад я написал очередной свой материал на сайт hohag.com об образовании. Статья вызвала неоднозначную реакцию, но в итоге мне задали вопрос "Зачем детям нужно знать о Мистулове?".

Конечно речь идет не о самом Мистулове, а в принципе... Для многих из нас ответ очевиден, но я взглянул на этот вопрос в другой плоскости: "Как ребенку объяснить, зачем ему нужен Мистулов?". И вот тут уже понимаешь, вопрос не так однозначен и прост, но я постараюсь на него ответить, для Вас дорогие читатели и для себя, ибо каждому из нас (дай Всевышний) воспитывать детей, и мы должны это делать в верном национальном ключе.

А пока почитайте мою статью, чтобы был ясен контекст. - http://hohag.com/people/znanie-ne-v-ballax-po-ege


Процесс получения знаний можно оценивать с двух сторон: учитывая интересы государства или учитывая интересы семьи, и очень часто эти интересы не совпадают. Даже я, будучи убежденным государственником, считаю, что попытка навязать детям какую-то точку зрения приводит не всегда к нужным результатам. Однако, я с уверенностью могу сказать, через систему образования государство должно строить само себя, чего сейчас, к великому сожалению, не происходит.

Еще в самом начале долгого школьного пути ребенок вместе с азами математики и правописания должен познать землю, на которой он живет, должен узнать о культуре собственного народа через историю, героев, эпос, должен узнать о соседних народах, о схожести и различиях их культуры с его собственной.

Увы… хоть я получил шикарное образование, но к своему стыду по приезду в Москву я не знал кто такие абазины, и был очень удивлен, когда мой друг оказался представителем этого маленького народа. А еще чуть позже, я понял, что живя много лет в Осетии, я практически ничего не знал о соседних народах. Ну и как в таких условиях можно говорить о «великой стройке великой страны», если мы о друг друге ничего не знаем. Трагично?

Нет, дальше было хуже, спросите любого школьника из Осетии, знает ли он, кто такие Эльмурза Мистулов, Мате Санакоев, Бега Кочиев, Амиран Дзанагов, Туганов Асланбек, Цаликов Данилбек, Томаев Махамат и т.д. О чем можно говорить, если дети не имеют понимания того, какая кровь течет в их жилах? Как правило, познания ограничиваются мантрой «наши предки аланы», но ведь по сути они и о конкретных личностях аланского периода ничего не смогут сказать.

Образование в нынешний момент заточено под конкретную галочку в тесте ЕГЭ, что полностью лишает его сакральной и важной роли для общества. Я не эксперт, могу лишь исходить из эмпирических данных – советская школа выполняла две роли – воспитывала «советского человека» и создавала мощную базу для дальнейшего изучения естественных наук. И это работало, так зачем выдумывать велосипед заново?

Если целью образования является подготовка ребенка к какому-то конкретному тесту, то мозг этого ребенка будет лишен гибкости, поскольку там, где сплошные шаблоны, нет места для размышлений. Умнейший определяется не по количеству набранных баллов, а по поиску оптимального и простейшего пути решения сложной задачи. Тогда и будут у нас ребята, запускающие станцию мир, а не сплошные бухгалтера и финансисты.

Если все сказанное мной свести под один знаменатель, то, окончивший осетинскую школу, идеальный ученик должен быть осетином-интеллектуалом, а еще лучше технарем-идеалистом. Иначе никак.

Воспитывать ребенка должны дома, но школа должна создавать фундамент, надстройку, которая и будет определять дальнейшее развитие сознания человека. И не могу не упомянуть один момент, образование должно базироваться на единстве коллектива, а не на успехе индивидуума. Несогласных с этим утверждением, могу сразу же отослать к изучению материалов о финском образовании, признанным самым лучшем в мире. И знаете, какой из важных критериев вывел их вперед? Разница между самыми сильными и самыми отстающими школьниками минимальная в мире.

Учебный план необходимо менять, причем с корнем, надо переместить акценты, дети должны получать знания не ради сдачи теста. Основная задача школы – обучить ребенка самостоятельно добывать знания, это самый необходимый навык, который и будет определять успех человека в будущем, его конкурентоспособность. Домашние задания должны носить не только характер «выполните дома задачи 336-340», но и побуждать детей самим получать знания, рыться в интернете, библиотеке.

К сожалению, практика показывает, что от практических заданий (не типовых), которые ребенок должен выполнить от и до, оперевшись лишь на собственные силы, наша система образования полностью отказалась.