воскресенье, 28 октября 2012 г.

Когда классические методы стимулирования экономики не работают

Написал небольшой материал, в котором попытался объяснить, почему дальнейшие меры по стимулированию экономики США будут лишь усугублять положение. Очень напоминает ситуацию с передозировкой: первая пилюля (QE) помогла, вторая (QE2) - вылечила, третья (Твист) -  лишь отчасти помогала, хотя организм должен был бороться уже сам, четвертая - вызвала интоксикацию и возвращение в исходное состояние.

Кстати, больше спасибо arsanaut, который подсказал, что закономерность мою описанная, была открыта экономистом и математиком Николаем Коперником (1473−1543) и окончательно сформулирована в 1560 году английским финансистом Томасом Грешемом.

Если вы любители поразмышлять над решениями Федрезерва, то, думаю, мой материал вам покажется интересным. Найти его можно как всегда на сайте Вести Экономика (ссыль - http://www.vestifinance.ru/articles/18940). Ну или лезть под кат :)


Федеральная резервная система США с начала мирового финансового кризиса бесперебойно вкачивает в экономику страны колоссальные объемы ликвидности. На первом этапе это позволило избежать разрушительных последствий, однако с каждой новой стимулирующей программой экономика и рынки все слабее реагируют на нее. 

Подобная реакция объясняется действием закона Грешема, согласно которому "хорошие деньги" вытесняются не только "плохими", но и также и "дешевыми". Ультранизкие процентные ставки Федрезерва на данном этапе уже способствуют обратным процессам и дестимулируют рост кредитования и, как следствие, способствуют сокращению реальной экономики. 


ЗАКОН ГРЕШЕМА - ФОРМУЛИРОВКИ
  • Деньги, искусственно переоцененные государством, вытесняют из обращения деньги, искусственно недооцененные им.
  • "Худшие" деньги вытесняют из обращения "лучшие".
  • "Дешевые" деньги будут вытеснять "дорогие" деньги.

Шаг 1. Политика ультранизких ставок

Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы США в очередной раз подтвердил свое стремление удерживать ключевую ставку у минимального значения. Более того, члены Комитета уверены, что ультранизкие ставки рефинансирования, по всей вероятности, будут оправданы, по крайней мере до середины 2015 г. 

У регулятора есть достаточные основания для сохранения текущего курса, так как мягкая монетарная политика стимулировала процесс восстановление экономики США. Однако данные меры в долгосрочной перспективе оказывают на реальный сектор экономики обратный эффект. Фактически политика ультранизких ставок, проводимая ФРС США, подрывает и без того неуверенное восстановление американского финансового сектора. 

Шаг 2. Переориентация банковского сектора

Подобная политика регулятора толкает финансовые организации на поиск альтернативных источников: операции на рынках акций и облигаций и в инвестиционном банкинге. Чистый процентный доход в секторе упал до минимального уровня за прошедший квартал и составил 3,12%. А учитывая тот факт, что регулятор планирует удерживать ставки на близком к нулю уровне до середины 2015 г., кредитные организации могут столкнуться с серьезной проблемой.

Именно по этой причине банки США вынуждены переориентироваться с депозитно-кредитных операций на околобанковские услуги из-за продолжающегося снижения чистой процентной маржи. Тяжелая ситуация на рынке труда не позволяет рассчитывать на значительное повышение потребительских расходов, поэтому маловероятно, что банки смогут добиться ускорения роста кредитования с текущих 3-5% в год до докризисных 7-10%. 

Один из наиболее классических примеров — отчетность банка Goldman Sachs.
Выручка банка за отчетный период выросла на 133% относительно уровня аналогичного периода прошлого года до $8,35 млрд с $3,59 млрд в III квартале прошлого года. Аналитики прогнозировали выручку на уровне $7,24 млрд.
Основным источником прибыли стали услуги по андеррайтингу, которые принесли банку $655 млн, зафиксировав рост на 154%. Инвестиционное подразделение увеличило доходы лишь на 49% до $1,16 млрд.
Причем, если ранее банки могли фиксировать прибыль за счет сокращения резервов по "токсичным" кредитам, то на данный момент этот источник уже практически полностью исчерпан, поскольку данный показатель находится на минимальных уровнях за последние несколько лет. 

Шаг 3. Снижение объемов кредитования реального сектора

Очевидно, что средства, предназначенные для кредитования реального сектора экономики, банки будут направлять в другие сферы экономики, а точнее, на фондовые рынки или же для расчета с регулятором. 

Еще в 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон Small Business Jobs Act, в рамках которого был создан Фонд поддержки малого бизнеса. Объем фонда составил $30 млрд, средства были направлены в региональные банки для увеличения кредитования малого бизнеса. Однако, согласно данным Казначейства, после того как фонд начал свою деятельность, мелкие банки, которые в основном специализируются на кредитовании малого бизнеса, получили лишь $4 млрд. 

При этом кредитование малого бизнеса увеличилось лишь на $6,7 млрд. Основной причиной провала стало нецелевое использование данных средств: банки использовали ликвидность для компенсации срочной помощи, полученной в рамках программы выкупа проблемных активов (Troubled Asset Relief Program).
По данным американской Федеральной корпорации по страхованию вкладов (FDIC), объем выданных кредитов для малого бизнеса, включая займы на покупку недвижимости и другие коммерческие кредиты, сумма которых не превышала $1 млн, продолжает сокращаться. Июньские данные свидетельствуют о падении объема подобных кредитов до $587,9 млрд c $607,6 млрд годом ранее.
Завершение цикла

Федеральная резервная система пытается поддержать экономику с помощью мягкой монетарной политики, однако в реальности эти меры способствуют снижению объемов кредитования реального сектора, так как банки при таких процентных ставках предпочитают направлять средства на финансовые рынки. В итоге восстановление экономики замедляется, что требует от регулятора дополнительного стимулирования, на которое он вынужден идти, хотя очевидно, что экономика США буксует.