пятница, 14 июня 2013 г.

Кавказский патриотизм - программный текст

Я хочу предложить Вам к прочтению текст, написанный нашим товарищем (надеюсь ты не обидишься на "товарища") , которому моя супруга посвятила следующие строки
Я вижу плоды работ ребят, которые подпольно пытаются способствовать развитию нашего самосознания. Но видимо, герои пока должны оставаться анонимными.

Так вот, я в свое время уже писал о "третьем пути" создания государства, нации, цивилизации, так вот - это скажем логическая предпосылка и еще одно обоснование правильности выбора "третьего варианта" - полотна народов, единство которых в многообразии.

Итак, непосредственно сам материал, который обязателен к прочтению!

Я не стану говорить, что российское общество ненавидит нас, как доказывают нам наши экстремисты. Это очевидная ложь, но также очевидно, что общество не доверяет нам, оно ждет от нас подвоха. И не нам ли знать, что не всегда эти подозрения безосновательны. Поэтому нужно перестать кривить душой, и честно признать, что кавказское общество крайне непатриотично в массе своей.

Безусловно, если под «патриотизмом» понимать верность атрибутам и ценностям современного российского государства. Они кавказцам просто не близки. Мы можем собрать тысячи круглых столов, только для того, что бы опровергнуть очевидное, но этим мы только вызовем еще большее к себе недоверие. Проблема есть и ее нельзя просто утопить в разговорах.

Однако я хотел бы спросить: «А что в таких настроениях специфически кавказского?». Неужели во всей остальной России толпы патриотов шеренгами шагают по улицам городов и клянутся в вечной верности любимой Родине? Сомневаюсь. Можно сломать ребра битьем себя в грудь, но темпы эмиграции из России говорят красноречивее любых самых громких заявлений. Патриотизм сегодня немоден. И Кавказ, в этом смысле, уж точно ничем не отличается от остальной России.

Но если дело обстоит так, то почему вообще ОСОБО встает вопрос о кавказской лояльности государству? Как ни странно, сегодня основную угрозу распаду страны несут не кавказцы, т.е. внешние, по отношению к основной массе российского общества, акторы, а внутренние, всякого рода «уменьшители России», требущих отделить «кавказских нахлебников». Парадоксально, но факт.

Совпадение целей наших «отделителей Кавказа от России» и столичных «отделителей России от Кавказа» имеет настолько удивительный характер, что невольно порождает поистине конспирологические теории. Разница только в том, что на периферийном Кавказе подобные люди – экстремисты, а тут, в сердце страны, это «важная часть легального политического поля». В таком случае, в праве ли кавказцы спросить: «А вы сами-то, господа столичные жители, являетесь ли патриотами России?». Почему-то по отношению к Кавказу подобный вопрос не отдает такой абсурдностью. И это тревожный сигнал нам всем. Ведь патриотизм кавказцев по отношению к России, не важнее патриотизма России по отношению к Кавказу.

Если представить патриотический дискурс в виде некого процесса принятия политических лозунгов, то мы увидим, что Кавказ давно из субъекта этого процесса превратился в объект, а выходцы с него - в поле игры псевдопатриотов разных мастей. От национал-либералов до державников-имперцев. Сколько бы они не спорили между собой, но диапазон между «пользой государству, путем упразднения республик» и «пользой государству, путем отделения республик» совсем мал. Для нас, кавказцев, разницы вообще нет. Интересно, к какому лагерю мы должны примкнуть, чтобы быть достаточно «патриотичными»?!

На мой взгляд, настало время кавказским мыслителям предложить свой проект патриотизма. Перестать быть объектом манипуляций, и превратится в полноценного игрока. У нас есть для этого необходимый интеллектуальный ресурс. Этот проект должен в равной мере идейно противостоять как сепаратистам всех мастей, так и унитаристам-державникам, сфокусировавшись на идее «единства в многообразии». Этот принцип можно сформулировать так: «Патриотизм кавказца прямо пропорционален возможности развития своей культуры».

Трудно быть патриотом государства, которое тебя угнетает. А если оно не угнетает, а наоборот дает возможность развивать свое национальное, то зачем его ненавидеть? Народам России, прежде всего русскому народу, как самому многочисленному, должны быть предоставлены все возможности для развития своей культуры. В этом смысле, у нас есть объективные позитивные предпосылки, т.к. современное государство практически отказалось от политики регуляции культуры. Теперь все зависит от интеллигенций на местах и беспрепятственности горизонтальных культурных связей.

Кавказский проект патриотизма должен быть ориентирован на рациональную аргументацию. Безусловно, патриотизм имеет свою логику, опирающуюся иррациональные ценности, но за много веков жизни в скудных природных условиях, кавказцы стали людьми довольно практичными, оставаясь при этом «идейно заряженными». Поэтому кавказец может практично (а иногда даже цинично) относится к иррациональным ценностям, спускаемым «сверху», но иррационально ревностно относится к практичным ценностям, диктуемым «снизу». БЫТЬ С РОССИЕЙ должно стать рациональным выбором. Это значит, что Россия должна стать цивилизационно привлекательной.

Когда Россия пришла на Кавказ и стала устанавливать свои порядки грубой силой, она получила восстание, но когда Россия предложила Кавказу привлекательный цивилизационный проект, она получила вернейших союзников в его осуществлении. Поэтому нужен новый проект, опирающуюся на важнейшую ценность эпохи постмодерна – культуру.

Кавказцы, как и все россияне, страшатся тоталитарного неолиберального мира, который расшатывает сами основы нашего существования. Среди европейских мыслителей школы традиционализма сейчас популярен взгляд на Россию как на последний островок Традиции в Европе. Поэтому традиционалисты этого континента смотрят на нее с надеждой, ведь если Россия возглавит интеллектуально-идейную оборону против «неолиберального мира», у европейских народов появится шанс сохраниться, не потеряв свое национальное лицо. И «Большая Россия» не найдет более ревностных союзников, чем малые народы южных окраин. Не будет для кавказца борьбы более рациональной и иррациональной одновременно. Как и для всех народов России, для нас нет ничего более практичного, чем возможность быть собой. И когда мы поймем, насколько нужны друг другу, мы перестанем задавать друг другу абсурдные вопросы о патриотизме.