понедельник, 31 декабря 2012 г.

Образ злых "арийцев"

Пересмотрел "Прометей" Ридли Скотта, однако об этом аспекте не думал... теперь погружусь в глубокие размышления. 

Согласитесь, ведь странно, что Шарлиз и Фассбендер - люди с внешностью, которая соответствует канонам германского арийства, играют не совсем положительных героев.


Новый фильм Ридли Скотта уже справедливо раскритикован на корню за сценарные несообразности, поэтому я не буду их здесь обсуждать или сочинять полноценную рецензию, а лишь отмечу подспудно присутствующую в «Прометее» фашистскую тему.


Так, уже начало фильма, в котором изображается пробуждение команды корабля ото сна, вдохновлено утренними сценами в лагере Гитлерюгенда из «Триумфа воли» Рифеншталь. Наиболее нагляден эпизод, в котором андроид тщательно расчёсывает перед зеркалом свой пробор а ля тридцатые годы. Кстати, играет его немецкий по происхождению актёр Михаэль Фассбендер. Вообще-то он по жизни шатен, но для «Прометея» его перекрасили в блондина.

Тему сверхчеловечества продолжает фильм «Лоуренс Аравийский», который смотрит андроид, причёсываясь. «Не думайте о боли», – повторяет он неоднократно последнюю реплику, объясняющую, почему Лоуренс, в отличие от простых людей, не боится обжечься.

Также мы видим андроида изучающим древний язык, на котором он собирается общаться с создателями человечества. Вполне предсказуемо этот язык оказывается праиндоевропейским (звучит начало Басни Шлейхера). Потом на этом же языке андроид обращается к пробуждённому из анабиоза титану (Ida hmanâm aî kya namrrtuh zdêêtaha. gwhivah-pyorn-îttham sas daatrr kredah: «Этот муж здесь, ибо бессмертия ждёт он. Жизни прирост ему дать можешь ты, верит он»). В киноверсии этого нет, но в режиссёрской версии титан отвечает на том же праиндоевропейском.

Титаны белокожи и голубоглазы, они имеют правильные нордические черты лица. Их монументальная скульптура вызывает в памяти образы Арно Брекера.

Ближе всего к титанам нордические члены экипажа – героиня Шарлиз Терон Мередит и её отец Питер Вейленд, а также андроид, который создан Вейлендом и заменяет ему сына. Именно их фаустовское стремление к бесконечности создало «Прометей» и привело его на другой конец вселенной – за правдой о Создателях.

Итак, фильм густо замешан на мифе об арийском сверхчеловеке и в целом может быть истолкован как своеобразная иллюстрация максимы ницшевского Заратустры: «Я люблю того, кто хочет созидать дальше самого себя и так погибает».

Однако, с другой стороны, и нордические титаны, и их нордические человеческие визави в конечном счёте оказываются плохими. В то время как главную положительную героиню играет помесь шведки с цыганом, а человечество от уничтожения спасает дружная интернациональная команда в составе негра, китайца и латиноса.

Является ли «Прометей» очередным разоблачением злых белых людей и их преступной идеологии или же его авторы просто решили прикрыться политкорректными штампами? Фильм Ридли Скотта допускает оба варианта. Возможно, какую-то ясность внесёт режиссёрская версия фильма, которая длиннее на 23 минуты, или будущий сиквел к приквелу?