среда, 27 ноября 2013 г.

Лем о психоанализе

Много раз пытался сформулировать свои претензии к психоанализу, и построенной на нем современной психологии, но всегда получалось неказисто, претензии значительные, а слова бедные. Благо, читая "Глас Господа" Станислава Лема, еще в самом начале наткнулся на исчерпывающую формулировку.

Психоанализ обнаруживает в человеке скотину, оседланную совестью, а такая езда - хуже некуда. Скотине под благочестивым ездоком неудобно, но не лучше и ездоку: ему ведь нужно не только обуздать ее, но и сделать невидимой. Теория, согласно которой мы прячем в себе старого зверя, оседланного новым разумом, - просто мешанина примитивнейших мифов.
Психоанализ возвещает истину инфантильным, то есть школярским, манером: он безжалостно и торопливо сообщает нам вещи, которые нас шокируют, тем самым заставляя принять их на веру. Упрощение, даже если оно соприкасается с правдой, нередко неотличимо от лжи - и это как раз такой случай. Нам еще раз показали демона и ангела, бестию и бога, сплетенных в манихейском объятии, и человек еще раз признал себя невиновным - как арену борьбы двух сил, которые заполонили его и делают с ним что хотят. Словом, психоанализ - это школярство взрослых людей. Мол, скандалы и безобразия раскрывают нам человека; вся драма существования разыгрывается между свиньей и сублимированным существом, в которое пытается превратить человека культура.
Воистину, все фантасты 20 века были людьми невероятного ума. Лем, Уэллс, Гаррисон, Азимов, Шекли, Брэдбери - это люди с определенным даром, и благодаря их произведениям я соприкасаюсь с ним.