воскресенье, 27 ноября 2011 г.

Человек, кролики, пьянство

Человек, кролики, пьянство - возникает справедливый вопрос, какая тут взаимосвязь? 

Когда меняется сознание одного человека - его считают больным, когда меняется сознание общества - больным считают того, кто остался здоров.



Начну издалека, думаю всем известен значок-лейбл журнала  Playboy. Меня всегда смущала эта голова кролика, особенно тотальное желание среди особей девушек носить что-либо с этим значком/наколоть тату/иметь подобную аватарку. Вот только конкретных причин раздражения я не мог сказать, года 3-4 назад пришло просветление..

На мой взгляд - это была пропаганда (довольно успешная) образа человека, которым движет только одно "Хочу". Такая колонная людей абсолютна инертна, с них можно "стричь бабло" эксплуатируя секс,обжорство, и вообще все низменные желания. Ничто лучше не отражает этого, чем кульминационная фраза анекдота: "Они думают, что любят друг друга, а мы их разводим"

Этой толпе чужды чувства другой категории, вне рамок "Хочу":  мужество, вера, верность, искренность, любовь...

Я долго не мог вспомнить, что мне напоминает такая толпа.. откуда я о ней слышал.. толпа кроликов - это ведь он!

Сенцон Тоточтин (Centzontotochtin) – «400 кроликов» – в мифологии ацтеков группа распутствующих, пьянствующих и развлекающихся в своё удовольствие божеств-кроликов, посвящённых алкогольному напитку октли (пульке).


Когда человек, употребив пульке, достигал состояния опьянения, считалось, что он находится под воздействием богов или духов. Общепринятой формой, в которой бог опьянения являлся человеку, был облик кролика – поскольку кролика причисляли к самым бессмысленным созданиям.

Перед ознакомлением с текстом, я бы хотел спросить Вас, а может пора и у нас начать так же бороться с пороками, пока мы окончательно не выродились в уродов с кроличьими головами? Пока мы не стали бессмысленными созданиями из мифологии ацтеков?

ПЬЯНСТВО У АЦТЕКОВ

Хотя индейцы были прекрасно знакомы с алкоголем – октли, вопрос о проблеме пьянства вставал у них очень редко.

Древние мексиканцы прекрасно знали, какую опасность для них и для их цивилизации представляет алкогольная интоксикация. Возможно, ни одна культура в истории никогда не устанавливала более жестких барьеров на пути этой опасности.

«Напиток, который зовется октли, – сказал император в своем обращении к народу после своего избрания, – является корнем и источником всякого зла и всеобщей погибели, так как октли и пьянство – причина всех раздоров и всех распрей, всех мятежей и всех бед в городах и государствах. Это как вихрь, который уничтожает и разрушает все. Это как свирепая буря, которая несет с собой все зло. Прежде чем происходит прелюбодеяние, изнасилование, совращение девушек, кровосмешение, кража, преступление, богохульство и лжесвидетельство, ропот, клевета, мятежи и ссоры, всегда сначала бывает пьянство. Все это вызывает октли и состояние опьянения».

Индейцы очень четко себе представляли свою сильную природную склонность к алкоголизму и что они были решительно настроены бороться с этим злом и контролировать себя, введя чрезвычайно суровую политику ее подавления.

Никто не пил вина (октли), за исключением только тех, кто был уже в возрасте; и они пили его понемножку и тайком, не напиваясь сильно. Если пьяный человек показывался на людях, или его заставали за распитием алкоголя, или его находили на улице, неспособного связать двух слов, или он бродил, распевая песни, один или в компании других пьяниц, его наказывали, если он был простолюдином, забиванием до смерти или его удушали перед молодыми людьми его квартала в назидание, чтобы они остерегались пьянства. Если пьяный человек был знатного происхождения, его удушали без зрителей.

Существовали безжалостные законы по борьбе с общественным пьянством. Законы Несауалькойотля наказывали жреца, пойманного на пьянстве, смертью; смертью же было наказание и для пьяного сановника, чиновника или посла, если его находили во дворце. Сановник, который напился и не устроил скандал, все равно подвергался наказанию, но только посредством лишения его поста и титулов. Пьяный простолюдин на первый раз отделывался всего-навсего публичным обриванием головы под насмешки толпы, но вернувшийся к дурной привычке наказывался смертью, как и аристократы за свой первый проступок.

Здесь перед нами случай социальной защитной реакции на чрезвычайно распространенную тенденцию, чье существование было исторически доказано, так как, когда конкиста уничтожила моральную и законодательную основу мексиканской цивилизации, алкоголизм распространился среди индейцев в необычайной степени.

Однако даже такая суровая система, как эта, должна была иметь нечто вроде предохранительного клапана. Октли не был запрещен совершенно. Старикам и старухам позволялось выпить, особенно в определенные праздники, и даже допускалось, что они могут напиться допьяна. Например, когда праздновали «крестины» или, скорее, нарекание ребенка каким-либо именем, «ночью старики и старухи собирались, чтобы выпить пульке и напиться. Чтобы они напились допьяна, перед ними ставили кувшин с пульке, и человек, который подавал ее, наливал напиток в тыквы и давал каждому по очереди выпить… этот человек, когда он видел, что гости еще не пьяны, начинал обносить их еще раз в обратном порядке, начиная с левой стороны. Когда они напивались, они начинали петь… некоторые не пели, а начинали разглагольствовать, смеясь и отпуская шуточки; а когда они слышали что-то смешное они ревели от смеха». Все это выглядело так, как будто мексиканцы, желая сократить свои потери, разрешали получить удовольствие напиться только тем, чья активная жизнь уже закончилась, и в то же самое время они воздвигли преграду из ужасных 5 наказаний перед потаканием этому пороку для молодежи или мужчин среднего возраста.